Налогообложение индийского зарубежного состояния
Давно известно, что очень богатые люди способны переводить свои активы за рубеж и прятать их в налоговых убежищах и иных юрисдикциях. Это происходит по разным причинам: чтобы скрыть незаконно полученное имущество, избежать налогообложения, защититься от падения курса валюты и в целом обезопасить свои ставки в отношении возможной экономической ситуации в Индии. Однако большая часть этой информации основывалась на анекдотических свидетельствах или случайных утечках данных, таких как утечки из Панамских бумаг.
Теперь, однако, у нас наконец-то появились более систематические попытки измерить и оценить масштаб таких незаконных финансовых потоков, благодаря важным исследованиям, проведенным Европейским налоговым обсерваторием. Только что опубликованный Глобальный доклад о налоговой уклонисты 2024 года основан на масштабном международном исследовательском сотрудничестве, основанном на работе более 100 исследователей со всего мира. Он предоставляет огромный объем информации и оценок на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе новых методологий, которые позволяют делать ежегодные оценки таких незаконных финансовых потоков.
Это стало возможным благодаря наличию новых данных, полученных благодаря некоторым позитивным политическим инициативам последних лет, по данным оффшорного состояния домохозяйств (по обмену банковской информацией) и деятельности транснациональных компаний (по отчетности стран по продажам и прибыли).
В отчете содержатся важные выводы на глобальном уровне. Общая сумма оффшорных финансовых активов физических лиц сократилась из-за обмена банковской информацией, что позволило странам, имеющим информацию и желающим это сделать, бороться с такими оффшорными активами. Неподтвержденная доля оффшорных финансовых активов снизилась с оценочных 90-95 процентов в 2007-2008 годах до 30-40 процентов в настоящее время.
Однако появляются новые формы оффшорных активов, такие как недвижимость. Кроме того, корпоративное уклонение от уплаты налогов через ценообразование между дочерними компаниями для переноса прибыли в страны с низкими или нулевыми налоговыми ставками продолжается и даже значительно возросло в последние годы, несмотря на относительно слабое усилие ОЭСР в этом направлении.
Однако мы сосредоточимся на том, что сообщает отчет о финансовых активах, находящихся у индийцев за рубежом. График 1 предоставляет оценки общего объема оффшорных активов, принадлежащих индийским резидентам, в некоторых основных налоговых убежищах.
Оказывается, что Швейцария на самом деле не является важным конечным пунктом назначения; скорее, она, вероятно, является скорее посредником для владения финансовыми активами в других местах. Потоки в налоговые убежища и в США, и в Европе увеличились, но в последнее время заметно увеличилось направление потоков в азиатские налоговые убежища, такие как ОАЭ и Сингапур.
Конечно, возникает вопрос: поскольку Индия является частью системы автоматического обмена банковской информацией, узор потоков, их конечный пункт назначения и владельцы этих активов, должны быть известны индийским налоговым органам. Так почему не предпринимается больше действий по отслеживанию, проверке владельцев и, как минимум, принуждению их уплатить налоги хотя бы с доходов от этих активов?
Организации, которые сейчас охвачены многочисленными делами против политических оппозиционеров и недовольных нынешним правительством, хорошо бы заняться непосредственным расследованием таких финансовых активов, находящихся за рубежом, что, по сути, причиняет вред экономике Индии.
Кроме того, значительная часть оффшорных активов теперь преимущественно представлена недвижимостью. Исследователи изучили места, где действительно есть данные о собственности на недвижимость. График 2 описывает результаты для владельцев активов из Индии, и Дубай выделяется в качестве главного пункта назначения таких активов, с некоторым отрывом следует Сингапур и Лондон.
Единственная область, в которой правительство Индии кажется немного более эффективным, - это сокращение уклонения от налогов многонациональными компаниями, что, похоже, сократилось с 2015 года, возможно, из-за введения налога на оборот от продаж глобальных цифровых компаний (график 3). Однако значимость не-ЕС налоговых убежищ в перераспределении прибыли остается высокой.
Еще одной причиной может быть снижение налоговой ставки для корпораций внутри страны, так что у компаний есть меньше причин переводить свою прибыль за рубеж.
График 4 показывает, что эффективная налоговая ставка для компаний снизилась с 13 процентов в 2014 году до 11 процентов в 2020 году, в то время как эффективный налог на доходы от труда вырос с 3 процентов до 5 процентов. К сожалению, в стране с такой высокой неравенством доходов и имущества, налоговый режим становится все более регрессивным.
Также становится все более возможным для очень богатых людей владеть активами внутри страны, не платя налоги, используя различные лазейки и в связи с недостаточными требованиями раскрытия фактического владения оффшорными компаниями и фондами.
Отчет определяет множество стратегий на национальном и международном уровнях для решения этих проблем. Но, очевидно, подобные политики могут быть осуществлены только с политической волей к этому. Мы должны посмотреть, будет ли правительство Индии действительно предпринимать меры по борьбе с таким уклонением от уплаты налогов богатыми людьми, а не просто говорить об этом.
Комментарий
Популярные статьи
Популярные предложения
Подпишитесь на новостную рассылку от Hatamatata.ru!
Подпишитесь на новостную рассылку от Hatamatata.ru!
Я соглашаюсь с правилами обработки персональных данных и конфиденциальности Hatamatata