Зарубежная недвижимость
Блог
Как кризис лита Турции отразился на горизонте Стамбула

Как кризис лита Турции отразился на горизонте Стамбула

Как кризис лита Турции отразился на горизонте Стамбула

Глядя издали, Эсеньют, новое район на окраинах Стамбула, выглядит немного похожим на Гонконг или Дубай, с оживленным центром блестящих небоскребов.

Однако, подробнее рассмотрев, вы замечаете, что здание за зданием остаются незаконченными, без окон или мебели; другие здания заселены только наполовину, а окна в темноте после наступления вечера.

"В жилых районах строительство остановлено на 100%", - говорит Мохаммед Карман, местный агент по недвижимости, из своего небольшого офиса на центральной площади города Эсеньют. "Знаете почему? Материалы. Все в долларах, вы платите в долларах".

Падение турецкой лиры на прошлой неделе после двух лет стабильного снижения напугало мировые рынки, но никого, рассматривавшего стамбульский горизонт, эта ситуация не удивила. Везде, куда ни посмотришь в городе, можно найти доказательства строительного бума, питающегося за счет долгов: новые небоскребы рамят горизонт, огромные торговые центры изобилуют на улицах, а в числе нескольких мегапроектов - новый аэропорт, который должен стать самым большим в мире.

Финансирование этого строительного безумия стало основой экономики Турции, составляя до 20% роста ВВП страны в последние годы и заняв порядка двух миллионов человек на работу. По аналогии с финансовым крахом 2008 года рост осуществлялся на основе выгодных займов и накопления долгов. Застройщики финансировали свои здания через дешевые займы в иностранной валюте - и они понесут особые убытки из-за обвала лиры, поскольку эти займы ежедневно становятся все труднее погашать. Согласно статистике правительства в конце 2016 года около 90% всего кредитования в турецком строительстве осуществлялось при помощи займов в иностранной валюте.

Падение валюты было вызвано пререканиями с правительством США из-за продолжающегося заключения американского пастора Эндрю Брансона Турцией, которого обвиняют в участии в попытке государственного переворота в 2016 году. Однако турецкая экономика последние годы находится в замедленном спаде, постоянно снижаясь вниз со времени 2016 года.

"Турция - это страна, которая пытается достичь высокий уровень роста, но не имеющая достаточно иностранного капитала, чтобы достичь этой цели", - говорит Нихат Булент Гюлтекин, бывший глава Центробанка Турции и профессор финансов в Школе Уортона при Пенсильванском университете. "Если они не экспортируют время от времени, они сталкиваются с кризисом. Это происходит примерно каждые 10 лет".

Строительная отрасль - отличный пример этой зависимости. Большая часть ее капитала поступает в виде займов, деноминированных в иностранной валюте. Стамбульская башня Сапфир - одна из самых высоких зданий в Европе при завершении в 2011 году - была финансирована займами, стоимостью 164 млн. лир в 2013 году, 154 млн. из которых были в долларах США. Теперь этот займ будет стоить около 539 млн. лир.

Также Турция сильно зависит от импорта строительных материалов: она является девятой в мире по величине импортером стали, заплатив $8 млрд в 2016 году, что выросло до $9 млрд в 2017 году с началом падения лиры.

Именно поэтому зависимость экономики Турции от строительного сектора для роста является особенно опасной.

Рекомендуемая недвижимость
Купить квартиру в ОАЭ 769499$

Продажа квартиры в Дубае 769 499,00 $

3 спальни

140 м²

Купить виллу в США 5114200€

Продажа виллы в Майами 5 507 600,00 $

5 спален

6 санузлов

352 м²

Купить коттедж в США 550000$

Продажа коттеджа в Хьюстоне с видом на парк 550 000,00 $

4 спальни

3 санузла

258 м²

Купить дом в Турции 254757£

Продажа дома в Кемере 319 146,00 $

3 спальни

2 санузла

135 м²

Купить квартиру в ОАЭ 561908£

Продажа квартиры в Дубае 703 928,00 $

1 спальня

1 санузел

77.76 м²

Арендовать квартиру в США 20320€

Аренда квартиры в Нью-Йорке 21 883,00 $

3 спальни

3 санузла

169 м²

В третьем квартале 2017 года строительство составляло 18,7% экономики. Эта чрезмерная зависимость от такой чувствительной к мировым спадам отрасли давно критикуется турецкими экономистами.

"Страна на самом деле ничем не отличается от личных финансов", - говорит Гюлтекин. "Если вы берете займы, чтобы разориться, наступает момент, когда к вам придут кредиторы. Когда все дело делается на иностранном капитале, кто-то все равно должен платить в конечном итоге".

Строительный бум достиг своего пика в 2013 и 2014 годах, когда турецкие банки выдавали займы под низкий процент, торговые центры процветали, а новые здания скопились: только в Стамбуле с 2008 года было построено 69 небоскребов выше 100 метров. К этому прибавляются еще и мегапроекты: висячие мосты, метро под Босфором и новый аэропорт, стоимость которого составит более 10 млрд. евро. Займ в размере 5,7 млрд. евро на строительствo аэропорта, полученный в 2015 году, то стоил 18 млрд лир, а сейчас стоит уже 40 млрд. лир.

Большая часть займов была взята на основе процентных ставок, которые так и не оправдались. Топ-менеджеры крупнейших строительных компаний Турции получили большие заработные платы, многие из них получив выгоду благодаря мягкому подходу правящей AKP к регулированию отрасли. До того, как его назначили министром энергетики и теперь министром финансов Турции, зять Эрдогана Берат Альбайрак был генеральным директором компании Çalık Holding, одной из крупнейших строительных компаний в Турции. Его также обвиняют в изменении налогового закона, чтобы спасти компанию на миллионы долларов.

"Мы не действуем на долгосрочной основе", - говорит Кажин Булут, который работал на руководящих должностях по прогнозированию и продажам в ряде турецких строительных компаний. "Самый долгосрочный план, который я видел в турецкой компании, составлял два месяца... Это была основная проблема".

Ожидалось, что до половины покупателей роскошных недвижимостей, построенных компаниями, такими как Kiler Holding, будут состоят из состоятельных инвесторов из стран Персидского залива, особенно после 2012 года, когда были сняты законодательные барьеры для иностранной собственности. Однако спрос со стороны Персидского залива не смог достичь ожидаемого уровня требований турецких застройщиков недвижимости. Теперь нехватка спроса, а также рост стоимости железа и стали, привели к застою многих проектов.

Эта проблема также затрагивает многих обычных турок, которые заплатили вперед за новые квартиры - квартиры, которые сейчас находятся на постоянном простое, потому что компании говорят, что им не по карману построить их.

"У нас были проблемы в течение многих лет, когда люди продавали квартиры клиентам, и такие квартиры никогда не строились", - сказал Орхан Боран, адвокат в Стамбуле, представляющий сотни клиентов, которые утверждают, что их обманули строительные фирмы. Социальные сети заполнены группами тех, кого Боран называет "жертвами строительства": средний класс покупателей жилья, которые организуются онлайн и устраивают протесты по всей стране, чтобы привлечь внимание к их проблемам.

Цепочка сторон, участвующих в строительном секторе, длинна, от строительных компаний до строителей и покупателей жилья, причем каждый платит в лирах.

"Строительный сектор похож на голову поезда", - говорит Булут. "Если она идет, вся страна идет за ней".

Комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку от Hatamatata.ru!

Я соглашаюсь с правилами обработки персональных данных и конфиденциальности Hatamatata