Кейсы жареной картошки на остановке бонуса
В прошлую пятницу министры финансов стран Европейского Союза окончательно утвердили соглашение с Европейским парламентом, достигнутое в декабре, на предмет новых правил, направленных на создание в ЕС безуглеродного жилого фонда к 2050 году. Это соглашение должно быть утверждено национальными правительствами и начнёт действовать через двадцать дней после публикации в Официальном журнале ЕС. Госструктуры получат два года для внедрения этой директивы в собственные национальные законодательства. В окончательном варианте предусмотрены более мягкие требования, чем изначально предложила Европейская комиссия; здесь представлена краткая версия намеченных целей.
Гибкость на государственном уровне
На государственном уровне предусмотрена более значительная гибкость в сопоставлении местных приоритетов. Члены ЕС будут не только определять возможные исключения из норм, но также планировать все необходимые меры и стимулирующие программы для достижения поставленных целей. Кроме того, каждое государство сможет адаптировать цели в зависимости от наличия квалифицированной рабочей силы и осуществимости ремонтных работ как с технической, так и с экономической точки зрения. Каждая страна обязана разработать национальный план реставрации, в который будут включены меры, направленные на:
- облегчение доступа к финансированию
- создание системы льгот для значительных реставрационных работ
- помощь уязвимым семьям
- установление информационных пунктов, касающихся энергетической эффективности зданий
Исключения из норм
Список возможных исключений довольно обширен и включает в себя:
- объекты культурного наследия (исторические здания и архитектурные памятники)
- здания, расположенные в защищенных зонах
- жилую недвижимость, используемую менее четырех месяцев в году
- жилую недвижимость с предполагаемым энергопотреблением ниже 25% от уровня, который был бы в случае круглогодичного использования
- культовые строения и временные структуры (строительные офисы и пляжные заведения)
Инвестиции в жилищный сектор
Согласно оценкам Европейской комиссии, к 2030 году потребуется 275 миллиардов евро ежегодных инвестиций для изменения энергетической ситуации в жилищном секторе, что составляет 152 миллиарда евро в год больше, чем текущее финансирование. Специальное финансирование не предусмотрено, однако страны смогут использовать европейские фонды для поддержки этих изменений: среди них – Социальный фонд климата, Фонд восстановления и Региональные фонды.
Ситуация в Италии
Италия и Венгрия выступили против данного соглашения, в то время как Чехия, Хорватия, Польша, Словакия и Швеция воздержались от голосования. По оценкам Ассоциации итальянских строителей (Ance), из 12 миллионов жилых зданий более 9 миллионов не соответствуют необходимым стандартам энергетической эффективности. Кроме того, согласно данным Национальной агенции новых технологий, энергетики и устойчивого экономического развития (Enea), около 75% зданий в итальянских муниципалитетах были построены до принятия Закона 10/1991, который регулирует потребление энергии как в публичных, так и в частных строениях. По данным Enea, 74% итальянского жилого фонда (это 11 миллионов объектов) принадлежат к категориям ниже класса D. В частности, 34% составляют здания класса G, 23.8% – класс F и 15.9% – класс E. В соответствии с директивой ЕС «Зеленые дома», ожидается, что к 2033 году в Италии необходимо будет отремонтировать как минимум два миллиона зданий, которые не соответствуют новым правилам.
Очевидно, что это еще одна иллюстрация так называемого итальянского исключительства. Италия отличается, ее жилищный фонд в среднем стар и включает значительное количество действительно устаревших объектов, что приводит к недопониманию со стороны мирового сообщества и Евросоюза. Ранее я уже освещал этот вопрос, ссылаясь на опыт Франции, где прописаны четкие требования и предусмотрены государственные субсидии. Меры, реализуемые во Франции, показались мне сбалансированными и являющимися приемлемым компромиссом между обязательствами государства по вложению ресурсов и ожиданиями от владельцев.
Тем не менее, как я отметил, в конечном итоге именно рынок будет определять эффективность всех вмешательств, сегментируя цены в зависимости от энергетической эффективности объектов.
Уверен, что такая реакция могла бы принести Джорджетти Оскар за лучшее исполнение второй роли. Многие из его же коллег из правящей партии также принимали участие в реализации сомнительных инициатив вроде Superbonus, и это вызывает дополнительные вопросы.
Некоторые комментаторы отмечают, что единственной подходящей наградой для таких заявлений мог бы быть Giachetti, хотя я постараюсь остаться сдержанным и не присоединяться к столь безжалостной оценки. Следует напомнить, что Италия добилась учета всех мер по реставрации с 2020 года в расчете по критерию эффективности, что, по сути, означает, что около половины миллиона «счастливчиков» окажут влияние на улучшение позиций страны в вопросах декарбонизации.
В свою очередь министр инфраструктуры и верный соратник Джорджетти, Маттео Сальвини, уже готовится к предстоящим выборам в Европарламент, активно критикуя эту «эко-просветительскую» повестку. Для этого ему не чужды и очередные лозунги: «Красивая инициатива: меняем мотоциклы, машины, фургоны, грузовики, котлы, окна – но кто за это будет платить?» Он, со своей стороны, предлагает свои решения, ссылая на подготовку плана поддержки жилья.
Взгляд итальянцев на происходящее разнообразен, и реакции на изменения в законодательстве проявляются в разных формах. Например, «Зеленый альянс» предложил финансировать реформы за счет введения богатого налога, связанного с «большими богатствами», а также налога на сверхприбыль для банков и энергетических компаний, что выглядит странно как минимум. Уверен, что быстро последует предложение от лидера М5S, который был архитектором и защитником Superbonus.
В общем, итальянский дом был психически обновлён, чтобы создать комфортные условия для прибывших. Судя по заявлениям, жизнь продолжается в привычном режиме, и новый флёр «модернизированности» охватывает все уровни общества. Между тем, никто не задумывается о том, что на самом деле это уникальная возможность проанализировать наши предпочтения управления и их последствия, что существенно упускается из виду в более широком контексте экономической ответственности. С каждой новой инициативой продолжается самоуспокоение, как будто рынок легко справится с любой ситуацией, в то время как итальянское общество свыклось со сталинскими «мастерами пароходов» системы управления, при этом упуская из виду необходимость осмысленного подхода к будущим вызовам.
Комментарий
Популярные статьи
Популярные предложения
Подпишитесь на новостную рассылку от Hatamatata.ru!
Подпишитесь на новостную рассылку от Hatamatata.ru!
Я соглашаюсь с правилами обработки персональных данных и конфиденциальности Hatamatata