Зарубежная недвижимость
Блог
Как капитализм победил коммунизм во Вьетнаме

Как капитализм победил коммунизм во Вьетнаме

Как капитализм победил коммунизм во Вьетнаме

Вьетнамский малыш Фун Суан Ву и его брат в возрасте 10 лет были ответственны за доставку продовольствия для своей семьи, которая все время испытывала голод. Они жили во Вьетнаме в 1980-х годах, поэтому им требовались карточки на продукты. Одним из самых ценных вещей для семьи был путеводитель по ваучерам на продукты. Как старший ребенок, брат Ву заботился о путеводителе, зная, что если он потеряет его, у семьи не будет, что есть. Ваучеры находились внутри путеводителя и были напечатаны на желтом восковом тонком бумаге. Они делали разницу между голодом и наличием чего-то поесть, хотя этого всегда было недостаточно. Ваучеры нужно было обменять в центрах распределения продовольствия.

Людям часто приходилось ждать часы, а иногда и весь день, чтобы получить немного еды, а те, кто хотел увеличить шансы на получение продуктов, приходили ночью. Они уже стояли в очереди до того, как еда была даже доставлена, в надежде, что она появится в какой-то момент. Когда, наконец, наступала ваша очередь, вы часто оказывались лицом к лицу с суровыми чиновниками. Как рассказал Ву Нэнси К. Напье и Дау Тхуи Ха в своей книге 2020 года "Мостовое поколение Вьетнама": "Чиновники не были дружелюбными. Они были властными и властвовали. Нам казалось, что мы должны умолять о еде, которая по праву принадлежала нам".

Количество получаемой еды зависело от статуса вашей семьи. Государственные служащие получали больше, рабочие завода - меньше. Если риса было недостаточно, люди получали пшеницу, хотя почти никто не знал, что с ней делать: даже если они умели печь хлеб, они не могли нормально получить другие ингредиенты. В любом случае им нужна была электрическая энергия, чтобы разогреть печь, но электричество было доступно всего несколько часов в день. Сегодня вьетнамцы называют этот период "Thoi Bao Cap" - "период субсидий". Это было время социалистической плановой экономики, до реформ свободного рынка конца 1980-х годов.

В 1990 году с ВВП на душу населения в размере 98 долларов США Вьетнам был самой бедной страной в мире, уступая только Сомали и Сьерра-Леоне. Каждый плохой урожай приводил к голоду, и Вьетнам полагался на продовольственную помощь из Организации Объединенных Наций и финансовую помощь от Советского Союза и других стран Восточного блока. Еще в 1993 году 79,7% населения Вьетнама жило в нищете. К 2020 году уровень бедности снизился до 5%. В настоящее время Вьетнам является одной из наиболее динамичных стран в мире с живой экономикой, которая создает большие возможности для трудолюбивых людей и предпринимателей.

Ранее Вьетнам не мог обеспечить собственному населению достаточное количество риса для питания. Однако сейчас страна является одним из крупнейших экспортеров риса в мире, а также крупным экспортером электроники.

После поражения французских колонистов Хо Ши Мин создал систему, основанную на советской плановой экономике в Северном Вьетнаме. В 1975 году, после падения прозападного правительства в Южном Вьетнаме и ухода последних американских войск из страны, правительство новообъединенной страны решило внедрить социализм на юге также. Война принесла стране разорение. Во Вьетнаме было сброшено около 14-15 миллионов тонн бомб и взрывчатки, в 10 раз больше, чем в Германии во Второй мировой войне. Напальм наносил сильные потери среди мирного населения. Только в Южном Вьетнаме погибло 1,5 миллиона человек, в том числе 300 тысяч гражданских лиц. К концу войны в Южном Вьетнаме было почти миллион сирот и как минимум миллион ветеранов.

Плановая экономика вызвала еще больше разрушений. В 1977 году правительство начало колхозничество в сельском хозяйстве и национализацию почти 30 000 частных предприятий. Многие крестьяне в Южном Вьетнаме считали колхозничество особенно несправедливым, потому что коммунисты дали им землю во время войны, чтобы закрепить за собой их поддержку, и теперь хотели забрать у них землю. Многие из них сопротивлялись колхозничеству, а некоторые покинули свою землю или продали своих животных, вместо того чтобы работать в колхозах. К 1980 году только 24,5% сельского населения в Южном Вьетнаме работало в колхозах, по сравнению с 97% в Северном.

"Крестьяне в Южном Вьетнаме начали ограничивать производство, которое в основном было направлено на свои потребности", - объясняет Клаудия Пфайфер в своей книге "Конфуций и Маркс на Красной реке". "В течение нескольких месяцев сельскохозяйственный сектор практически полностью рухнул". Менее 10% земледельческих площадей под ирригацию, хотя на 40% площадей могли использоваться насосы - недостаток электроэнергии и частые отключения препятствовали их использованию. Удовлетворялось только 30% потребности сельскохозяйственного сектора в электроэнергии. Государственные кооперативы получали 40% государственных средств, хотя вносили только 5% от общего сельскохозяйственного производства. Состоятельные члены колхозов не получали вознаграждения за количество риса, а только по количеству дней работы. Если вы отработали 30 дней, вы получали 30 очков, что давало вам право на определенную долю урожая. Если вы отработали 20 дней, вы получали 20 очков и соответственно меньше. В 1980 году Вьетнам произвел всего 14 миллионов тонн риса, хотя для удовлетворения основных потребностей населения страны требовалось 16 миллионов тонн. Каждый неудачный урожай немедленно приводил к продовольственной нехватке и введению рационирования. К концу 1970-х годов на персону в северной половине страны приходилось примерно на треть меньше озимого риса. Большая часть урожая производилась на земельных участках, которые были частным образом обработаны. С 1976 по 1988 год больше 60% дохода членов кооперативов приходилось на 5% земли, которую им разрешили оставить после коллективизации 95% земли.

Сначала новые правители Южного Вьетнама заявили, что хотят национализировать только зарубежные предприятия. Вьетнамские предприятия стали так называемыми парастатальными предприятиями (предприятиями с государственным участием). Но это было временной мерой: план состоял в том, чтобы все предприятия постепенно стали полностью государственными.

Рекомендуемая недвижимость
Купить дом в США 1288700€

Продажа дома в Хьюстоне 1 387 830,00 $

4 спальни

4 санузла

306 м²

Купить квартиру в США 6140200€

Продажа квартиры в Нью-Йорке 6 612 523,00 $

4 спальни

4 санузла

2600 м²

Купить таунхаус в США 4287200€

Продажа таунхауса в Корале Гейблсе 4 616 984,00 $

4 спальни

5 санузлов

347 м²

Купить квартиру в США 7294400€

Продажа квартиры в Нью-Йорке 7 855 507,00 $

3 спальни

4 санузла

219 м²

Купить дом в Черногории 940000€

Продажа дома в Которе 1 012 307,00 $

4 спальни

2 санузла

175 м²

Арендовать таунхаус в США 4710€

Аренда таунхауса в Нью-Йорке 5 072,00 $

3 спальни

2 санузла

176 м²

Те же проблемы возникли в промышленности, как и в сельском хозяйстве. Производство стагнировало, и государственное промышленное производство фактически снижалось на 10% с 1976 по 1980 год. Международные санкции против Вьетнама, введенные в ответ на вторжение страны в Камбоджу в 1978-1979 годах, обострили экономический кризис. В том же году Китай вступил в войну с Вьетнамом, усугубляя проблемы. Но 1979 год также стал первой попыткой смягчить социалистическую политику.

Как и несколько других иностранных коммунистических правительств до них, начиная с Новой экономической политики Владимира Ленина в 1920-х годах, вьетнамский режим понял, что выживание требует отступления от его идеологии. "В начале 1980-х годов снова был разрешен свободный рынок, на котором цены основывались на расчетах затрат и спросе и предложении", - написала Пфайфер. "В то же время были внедрены первые сокращения субсидий в государственных предприятиях." Эти первоначальные реформы закрепили то, что уже происходило спонтанно в нескольких деревнях. Многие сельскохозяйственные колхозы и даже государственные предприятия уже долгое время игнорировали официальные правила и регламенты. Крестьяне отказывались работать в колхозах и сосредотачивали свою работу на той земле, которую сами владели, потому что могли продавать произведенные здесь товары по рыночным ценам. Были заключены неофициальные контракты между колхозами и семьями, а также между государственными фермами и частными торговцами. Такие спонтанные события, инициированные на местах, а не партией, были источником реформ. Изменения политики начались на местном уровне, а затем были распространены на всю страну. Например, провинции Меконгской дельты уже в 1980-х годах перешли от системы рационирования субсидий к системе на основе рынка. "Если бы не такие незаконные или пилотные процедуры", - писала Тран Тхи Ань-Дао в книге 2022 года "Переосмысление азиатского капитализма", "с огромной вероятностью рыночные механизмы никогда не могли бы появиться так быстро". В этом мы видим параллели с развитием коммунистического Китая. Там тоже движение снизу было не менее важно, чем сверху инициированные государством реформы. Значительно до того, как запрет на частное сельское хозяйство был официально снят в 1982 году, по всей территории Китая были неофициальные инициативы по восстановлению частной собственности, хотя это официально запрещалось. Результат был чрезвычайно положительным: Люди больше не были вынуждены голодать, и сельскохозяйственные урожаи значительно увеличились. Когда стало очевидно, что урожаи гораздо больше, чиновники партии позволили людям поступать по-своему.

Начальный акцент вьетнамских реформ был сделан на сельском хозяйстве, на тот момент самой важной экономической отрасли. В 1981 году, например, была введена Директива 100, которая позволяла индивидуальным семьям использовать землю колхозов. В словах Ву Ле Тхао Чи это "закрепило неписанное привычку производства на основе семьи в официально санкционированной рамке". В начале 1980-х годов было введено еще несколько иных реформ во Вьетнаме. Теперь фирмы были ответственны за свои собственные прибыли и убытки. Предприятия могли сами решать, что делать с любыми излишками прибыли. Планеры сохраняли сильный контроль, но эти меры лишь легализовали то, что уже происходило незаконно.

"Например", - отмечает политолог Дэвид Вурфел, - "когда был недостаток материалов, товары могли продаваться на открытом рынке, чтобы получить наличные средства для закупки товаров, или, возможно, для выплаты бонусов работникам и тем самым увеличения производительности. Хотя это в основном было незаконно, эти инициативы становились все более широко распространенными. Таким образом, первый ключевой реформирующий указ для государственной промышленности в январе 1981 года требовал, чтобы фабрики регистрировали все деятельности, которые они проводили вне плана, в то время как это позволяло им приобретать и распоряжаться ресурсами по мере необходимости для увеличения их предложения".

Хотя эти реформы улучшили ситуацию, поставки основных продуктов питания все еще не могли удовлетворить потребности населения. Вьетнам оставался одной из пяти беднейших стран в мире. Официально в Вьетнаме было около 4 миллионов безработных, но в апреле 1987 года вьетнамский посол в конфиденциальном разговоре с министром иностранных дел Венгрии заявил, что на самом деле число составляет 7 миллионов. Тем временем инфляция выросла до 582% к 1986 году. "Так как ежемесячные зарплаты не обеспечивали более недельных расходов на жизнь, практически все семьи должны были искать дополнительные источники дохода, чтобы компенсировать нехватку", - написал японский ученый Мио Тадаши в книге 1989 года "Индокитай в переходе". "В Ханое стало обычным делом использование одной комнаты квартиры для разведения свиней. Выращивание свиней было лучшим источником дополнительного дохода, и большинство семей переводило одну комнату в трехкомнатной квартире для свиней, перенося все неудобства, запах и неблагоприятные санитарные условия".

Контроль над коммунистической партией переходил от реформаторов к фракции, более подозрительной ко всем изменениям. После введения первых реформ в конце 1970-х годов наступи период, когда либерализация была заморожена. На пятом съезде партии в 1982 году противники дальнейших изменений находились в процветании. Но проблемы страны становились все более насущными, и постепенно победили реформаторы. На десятом исполнительном пленуме пятого Центрального комитета в мае 1986 года заместитель премьер-министра То Хуу и другие противники реформ потеряли свои места в Совете министров. И на шестом съезде партии в декабре 1986 года большое число представителей из Южного Вьетнама поддержали рыночные реформы. Конгресс партии был отмечен излиянием радикальной самокритики. В одной речи делегат открыто заявил: "Народ потерял веру в партию". В официальном докладе впервые отказались от подробного описания долгой, героической борьбы вьетнамского народа и содержалось всего лишь краткое перечисление успехов партии. Руководство открыто признало, что 1976–1980 годы были потерянными годами, в которых не было практически никакого экономического роста, и в докладе прямо говорилось о таких проблемах, как безработица, инфляция, коррупция, низкая производительность производства, снижение трудовой производительности и экологический ущерб. Это говорит о многом для вьетнамцев, что они не пытались обвинить все свои проблемы в последствиях колониализма и войн, но вместо этого они обратились к будущему. Даже с однопартийным диктаторством они позволили огромное количество инициативы снизу. Официальные реформы были важны, но в значительной степени они закрепили то, что уже происходило нелегально в бесчисленных деревнях. Лучшее, что может сделать политическое руководство страны, - воздерживаться от противодействия таким спонтанным событиям и создать рамки юридической уверенности. Доказательством этого являются огромные увеличения свободы и богатства, которые сегодня можно наблюдать во Вьетнаме. Подготовлено по материалам How Nations Escape Poverty: Vietnam, Poland, and the Origins of Prosperity

Комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку от Hatamatata.ru!

Я соглашаюсь с правилами обработки персональных данных и конфиденциальности Hatamatata