Модерн: искусство и архитектура 1890–1910-х годов в Европе
- Как модерн изменил архитектурный облик Европы и России?
- Архитектурное наследие: отель Тассель и дом «Сецессиона» в Брюсселе и Вене
- Архитектурные шедевры: здание «Сецессион» и Дворец изящных искусств в Мексике
Модерн и его влияние
Модерн, также именуемый ар-нуво, представляет собой художественное направление, активно развивавшееся в европейских странах в промежутке между 1890 и 1910 годами. Суть этого стиля заключается в стремлении избежать жестких геометрических форм и линий, что дало возможность создать более плавные и естественные изгибы, черпающие вдохновение из окружающей природы.
В архитектуре особое внимание уделялось применению современных материалов, таких как стекло и металл, что позволило оформлять уникальные и выразительные фасады.
Популярность модерна в европе
Модерн получил особенно широкое распространение в государствах, таких как:
- Австрия
- Бельгия
- Германия
- Нидерланды
- Испания
- Латвия
- Чехия
Интересно отметить, что в Австрии данное направление называют «сецессион», что переводится как «отделение». В то же время в Германии, Бельгии и Латвии его именуют «югендстиль», что в переводе означает «молодежный стиль».
Знаменитые архитекторы модерна
К числу выдающихся архитекторов, ассоциируемых с европейским модерном, можно отнести такие имена, как:
- Виктор Орта
- Эктор Гимара
- Антонио Гауди
- Отто Вагнер
- Михаил Эйзенштейн
Их работы часто считаются настоящими шедеврами архитектуры и поражают своим художественным выражением.
Модерн в России
В России можно увидеть множество образцов данного художественного направления, среди которых выделяются такие сооружения, как:
- Дом книги в Санкт-Петербурге
- Гостиница «Метрополь» в Москве
Также к известным зданиям, построенным в этом стиле, относится церковь Святого Семейства и Дом Бальо в Барселоне. За более чем сто лет, прошедших с момента их постройки, многие здания модерна продолжают оставаться ярким украшением городских ландшафтов Европы.
Органы местного самоуправления активно занимаются их защитой и реставрацией, ведь эти памятники архитектуры привлекают туристов и специалистов по искусству со всего мира. Югендстиль стал неотъемлемой частью облика Риги, где на улице Альберта можно увидеть восемь великолепных зданий, спроектированных Михаилом Эйзенштейном.
Дом Лео Морера
Особого внимания заслуживает Дом Лео Морера (Casa Lleó Morera) в Барселоне, являющийся шедевром каталонского модерна. Пик популярности этого архитектурного стиля пришелся на переходный период между XIX и XX веками именно в этом городе. Старинная Барселона, наполненная атмосферой средневековья, испытала влияние промышленной революции, что заметно обогатило архитектурный облик и стиль жизни города.
Новая буржуазия, стремясь продемонстрировать свой статус, пыталась выразить его через оригинальные и утонченные проекты своих домов.
Обычное жилое здание, возведенное в 1864 году для семьи фабриканта Морера, в 1902 году подверглось значительной трансформации. Благодаря выдающемуся архитектору Луису Доменеку-и-Монтанеру, фасад этого дома стал настоящим произведением искусства.
Его стены украсили разнообразные лепные орнаменты, отображающие как геральдические, так и растительные мотивы. Большие окна, отделенные стильными пилястрами, сделали его еще более привлекательным. Также по всему периметру здания разместились мраморные колонны, придающие постройке благородный и величественный вид.
Архитектурный комплекс
Архитектурный ансамбль был дополнен стеклянным куполом и компактными балконами, украшенными изысканными балясинами. На крыше сооружения возвышается элегантная башенка.
В оформлении фасада принимал участие знаменитый скульптор Эусеби Арнау, который создал изящные скульптуры четырех девушек, размещенных в боковых окнах. Каждая из них держит в руках одно из выдающихся технических достижений своего времени:
- фотоаппарат
- телефон
- фонограф
- лампу с накаливанием
К сожалению, заказчик проекта скончался до завершения работ, и его сын, Альберт Лео-и-Морера, стал ответственным за окончательный вид здания. В память о своем отце он решил украсить фасад здания изображениями львов (lleo) и ветвями тутовых деревьев (morera). На сегодняшний день эта постройка принадлежит семье Нуньес-и-Наварро.
Отель Тассель в Брюсселе
Что касается Отеля Тассель, расположенного в Брюсселе, то он был построен в 1894 году по проекту бельгийского ученого Эмиля Тасселя. Архитектором этого деяния стал Виктор Орта. С 2000 года Отель Тассель, наряду с рядом других его творений, включая личный дом и мастерскую, включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Во время проектирования здания Виктор Орта отошел от традиционных схем планировки, которые были характерны для большинства бельгийских жилых домов тех времен, даже для своих собственных.
Структура Отеля Тассель
Отель Тассель состоит из трех частей. Два корпуса с классической планировкой, выполненные из кирпича и натурального камня, находятся в разных местах:
- один корпус ближе к улице
- второй корпус — в сторону сада
Между этими двумя зданиями Орта создал связующее пространство — конструкцию из стального каркаса, обшитую стеклянными панелями и накрытую прозрачной крышей, которая пропускала солнечный свет внутрь. В этой части также расположены стильные спиральные лестницы.
В процессе работы над дизайном отеля Виктор Орта продемонстрировал искусство в оформлении внутренних пространств. Он придавал большое значение каждой детали:
- дверные ручки
- оконные рамы
- витражи
- мозаика на полах
Архитектору удалось создать роскошное оформление интерьеров, которое гармонично вписалось в общее архитектурное выражение всего здания.
Эксклюзивное жилье
Строительство Отеля Тассель оказалось весьма затратным процессом, и позволить себе такую роскошную резиденцию могли лишь очень богатые буржуа.
9 октября
9 октября
Продажа таунхауса в Катандзаро с видом на город 271 950,00 $
5 спален
3 санузла
196 м²
Дом «Сецессиона» в Вене
Дом «Сецессиона» в Вене, или Wiener Secessionsgebäude, был построен в 1897-1898 годах для одноименной художественной ассоциации. Проект этого выставочного павильона разработал архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Это здание стало одним из наиболее знаковых архитектурных памятников австрийского модерна.
Его уникальный стиль и дизайн привлекают множество туристов и ценителей архитектуры, делая его неотъемлемой частью культурного и исторического наследия Вены.
Здание «Сецессион»
В архитектурном мире зданию, о котором идет речь, чаще всего придаётся название «сецессион». Его фасад, обладающий характерным стилем, даже стал изображением на оборотной стороне австрийской монеты номиналом 50 евро-центов.
Здание выделяется своими уникальными угловатыми формами, которые увенчивает позолоченный купол, получивший в народе прозвище «капустный кочан». При взгляде на фасад заметно преобладание растительных мотивов — лиственные узоры и стволы деревьев создают изысканный вид.
На внешнем фасаде красуется золотая надпись, которая гласит: «Времени — его искусство, искусству — его свободу». Этот девиз был принят творцами, основавшими движение «сецессион», чьи работы стремились бросить вызов традиционным трактовкам искусства. Рядом с главной входной дверью можно встретить ещё одну важную надпись — ver sacrum («священная весна»), ставшую символом надежд художников на новое развитие мирового искусства.
Декорирование дома было выполнено несколькими художниками, среди которых:
- Три совы на боковом фасаде стали результатом труда Коломана Мозера;
- Головы горгоны на дверях — работа скульптора Отмара Шимковица.
Дворец изящных искусств в Мексике
Не менее примечательным примером архитектурной изощренности является Дворец изящных искусств (Palacio de Bellas Artes) в Мексике. Это здание, служащее оперным театром, построено из белого каррарского мрамора. Начало строительства этого великолепного сооружения было положено в 1904 году, однако процесс столкнулся с множеством препятствий.
Земля, на которой возводилось здание, оказалась недостаточно прочной, чтобы выдержать его массивность. Кроме того, с 1913 года в стране началась революция, из-за чего архитектор Адамо Боари был вынужден покинуть Мексику и вернуться в Италию. Завершение строительства произошло только в 1934 году, когда проект был передан мексиканскому архитектору.
Внешний облик этого здания отражает стиль модерн, хотя в нем присутствуют и элементы неоклассицизма. Что касается внутреннего оформления, здесь можно найти атмосферу ар-деко.
Фасад украшен:
- Статуэтками херувимов;
- Бронзовыми маскаронами, символизирующими стихии воды;
- Каменными скульптурами, посвящёнными искусству музыки и вдохновения.
Особое внимание стоит уделить деталям крыши, выполненной из хрусталя, на которой изображён Апполон в окружении муз. При входе в дворец можно увидеть аллегорические скульптуры, которые олицетворяют эмоции, включая:
- «Гармония»;
- «Грусть»;
- «Гнев»;
- «Счастье»;
- «Мир»;
- «Любовь».
Среди фресок, которые украшали стены в момент открытия дворца, особенно выделяется работа Диего Ривьеры «Человек на распутье» (El hombre en el cruce de caminos). Этот шедевр делится на две части, состоящие из:
- Капиталистического мира;
- Коммунистической идеологии.
Между двумя этими частями стоит человек, управляющий огромной машиной, которая поглощает природные богатства и отправляет их в капиталистические фабрики. Одним из представителей буржуазии, изображённых на фреске в неблагоприятном свете, является Джон Дэвисон Рокфеллер, чье присутствие привлекает внимание аудитории.
Заключение
Завершая нашу увлекательную экскурсию по миру модерна, мы можем с уверенностью сказать, что это художественное направление оставило яркий след в истории архитектуры и дизайна. Модерн не только вывел на передний план природные формы и линии, отказываясь от строгих геометрических затей предыдущих эпох, но и стал отражением социальных изменений и стремлений того времени. Мы видим, как архитекторы, такие как Антонио Гауди и Виктор Орта, не боялись экспериментировать и внедрять новые идеи, что дало нам потрясающие творения, которые и по сей день восхищают своим эстетизмом и гармонией.
Изучая архитектурные шедевры, такие как Дом Лео Морера и Отель Тассель, я осознаю, что модерн стал символом буржуазного роста и культурного расцвета начала XX века. Эти здания, с их уникальными формами и богатыми декорами, не просто красивые объекты, но и рассказы о времени, когда искусство и жизнь сливались воедино. Они напоминают нам о том, как важно ценить наследие, которое осталось нам от предшественников.
Современное влияние модерна
Кроме того, модерн продолжает оказывать влияние на современное искусство и архитектуру, вдохновляя новых мастеров:
- Искать вдохновение у природы;
- Экспериментировать с материалами;
- Создавать пространство, в котором каждый элемент имеет свое значение.
Мы можем гордиться тем, что многие здания в стиле модерн, особенно в Европе, сохраняются и подлежат реставрации, что позволяет будущим поколениям наслаждаться их величием.
Философия модерна
Таким образом, изучая модерн, я убеждаюсь, что это не просто стиль, а настоящая философия, основанная на:
- Любви к красоте;
- Естеству;
- Стремлению к новому.
Оно продолжает быть актуальным, напоминая нам о важности художественной самовыраженности в любой эпохе.
Комментарий
Популярные статьи
9 октября
35
9 октября
125
Популярные предложения
Подпишитесь на новостную рассылку от Hatamatata.ru!
Подпишитесь на новостную рассылку от Hatamatata.ru!
Я соглашаюсь с правилами обработки персональных данных и конфиденциальности Hatamatata