Зарубежная недвижимость
Блог
Монтенегро - близко и далеко одновременно

Монтенегро - близко и далеко одновременно

Монтенегро - близко и далеко одновременно

В теории всего несколько часов плавания отделяют южные побережья Адриатического моря. На практике же, чтобы добраться из Апулии в балканскую страну, требуется почти целый день. Такая ситуация наносит ущерб экономике обеих сторон.

Апулия и Черногория были намного ближе, чем 120 миль, отделяющие порт Бари от порта Бар. До начала двухтысячных годов прокуратура апульской столицы утверждала, что тогдашний премьер-министр Черногории Мило Джуканович был замешан в контрабанде сигарет из Балкан в Италию. Эта позиция была отложена после получения страной независимости, и итальянские судьи признали его дипломатическую неприкосновенность. В то время Марко Вешович, сегодняшний руководитель онлайн-издания государственного телевидения Rtcg, работал корреспондентом в газете Dan. Он был одним из немногих черногорских журналистов, которые полностью следили за судебными процессами, в которые были вовлечены часть политической и деловой элиты его страны. "Я был в Бари двадцать семь раз", - рассказывает он. По идее, это непринужденное путешествие. Полчаса на самолете от столицы Подгорицы, где живет Вешович, или ночной переход морем. Но на практике такие маршруты не существуют. Двадцать семь раз Вешовичу приходилось добираться до порта Дуррасо в Албании - четыре часа на автомобиле, которые удваиваются в периоды высокого сезона, а затем еще десять часов на пароме. Туда и обратно. "Бывало, что мне сообщали об отмене слушания сразу после отплытия. Два дня в море зря, просто выброшенные. Именно в таких случаях ты понимаешь, насколько изолировано место, где ты живешь".

Отсутствие связей - неудобство не только для тех, кто, как Вешович, вынужден из разных причин переезжать между двумя берегами Южного Адриатического моря. Изоляция является существенной проблемой для такой страны, как Черногория. Более трети ее внутреннего валового продукта зависят от туризма, что привело к экономическому краху во время закрытий, введенных для борьбы с пандемией COVID-19. Транспортная проблема является центральной в национальном политическом дебате, настолько, что после выборов 2020 года правительство решило объединить министерства транспорта и энергетики в одно ведомство - департамент по инвестициям капитала, чтобы создать единую команду, ответственную за реализацию считающихся стратегическими инфраструктурных проектов. Среди них - спорная автомагистраль, финансируемая китайским займом, соединяющая порт Бар с Сербией, усиление железной дороги, параллельной ей, до Белграда и интеграция национальной электрической сети с Италией и Восточными Балканами.

Транснациональный регион. Европа также вносит свой вклад в развитие инфраструктуры в Черногории. Она делает это с помощью Инструмента предварительного присоединения (ИПП), фонда, используемого для содействия интеграции кандидатов в Евросоюз. В период с 2014 по 2020 год программа Интеррег ИПП Италия-Албания-Черногория получила около 92 миллионов евро. Недавно она была продлена на следующие семь лет, получив финансирование на 80 миллионов евро и изменив название на Интеррег ИПП Южный Адриатик, намекая при этом на создание транснационального европейского региона. Целью Интеррег является снижение влияния национальных границ и способствие справедливому экономическому, социальному и культурному развитию всей территории Европейского союза. Он также может включать кандидатов в Евросоюз и поддерживается европейскими средствами кохезионной политики, в частности Европейским фондом регионального развития (ЕФРР). Одной из осей программы Интеррег ИПП Италия-Албания-Черногория является транспорт и Альмонит МТК (Албания, Черногория, Италия, мультимодальное транспортное связывание) был наиболее важным инфраструктурным проектом, разработанным комитетом, председательствующим в этой межрегиональной программе. Финансируемый почти семью миллионами евро, он имел цель создать мультимодальную транспортную сеть для улучшения связей между Апулией, Молизе, Албанией и Черногорией.

Сомнения в полезности летнего соединения между Апулией и Черногорией не возникают.

Рекомендуемая недвижимость
Купить дом в Италии 445000€

Продажа дома в Умбертиде 472 244,00 $

4 спальни

4 санузла

203 м²

Купить дом в Черногории 158500€

Продажа дома в Кримовице 168 204,00 $

80 м²

Купить квартиру в Черногории 210600€

Продажа квартиры в Рафаиловичах с видом на море 223 493,00 $

1 спальня

1 санузел

54 м²

Купить квартиру в Сербии 60693£

Продажа квартиры в Крагуеваце 77 414,00 $

2 спальни

1 санузел

62 м²

Арендовать квартиру в Черногории 800€

Аренда квартиры в Тивате с видом на море 848,00 $

1 спальня

1 санузел

44 м²

Купить квартиру в Черногории 358000€

Продажа квартиры в Доброте 379 918,00 $

2 спальни

2 санузла

170 м²

В первой части проекта предполагалось, что морские маршруты от Термоли до Бара в Черногории и от Бари до Бара через Шенджин в Албании будут работать круглый год. "Регион Апулии был тем органом, который продвигал эту инициативу. К сожалению, пандемия вынудила нас внести радикальные изменения в наши первоначальные цели", - объясняет Аурора Лосакко из программы Интеррег, которая следила за проектом Альмонит МТК с самого начала. Часть из семиста тысяч евро, выделенных на создание двух морских маршрутов, была потрачена на проведение изучающих возможность исследований, которые остались в регионе. Остальные деньги были использованы для альтернативных проектов: "В порту Термоли были построены некоторые сооружения для приема пассажиров и проведены меры по энергосбережению", - говорит Лосакко. "В Апулии, напротив, мы решили улучшить связи между уже существующими инфраструктурами, в частности между портом и аэропортом Бари и Гаргано, с активацией линии автобуса Gargano easy to reach с июня по сентябрь".

Оценка Лосакко относительно успешности проекта ясна: "Пока не удалось улучшить связи между Италией, Черногорией и Албанией, как это изначально планировалось, но деньги были использованы для улучшения внутренней дорожной сети. Изменение начальной цели было необходимо, чтобы не остаться с неиспользованными средствами и, следовательно, получить меньше денег на следующий период программирования". И она заключает: "Пандемия была непредвиденным событием, которое особенно повредило транспортный сектор".

Сегодня невозможно добраться в Черногорию из Апулии морским путем, за исключением летних месяцев июля и августа, когда работает еженедельное соединение. Однако возникли сомнения в полезности этого летнего соединения. "В высокий сезон наш рынок абсолютно переполнен, особенно на побережье, до такой степени, что это создает проблемы для отдыхающих и местных жителей", - говорит Александар Йованович, представитель ассоциации предпринимателей в ресторанном и туристическом секторе прибрежного города Будва. "Черногория применяет санкции, наложенные Брюсселем, в отношении России, но число прибывающих из этой страны не уменьшилось, наоборот. Для тех, кто летит из Москвы, достаточно сделать пересадку в Белграде или Стамбуле. И после начала войны несколько тысяч человек, в том числе русских и украинцев, устроились на постоянное жительство в отелях. Немало для города в 20 тысяч жителей".

Йованович, 45 лет, родился и вырос в Будве. Его дом и его бизнес до сих пор находятся в каменных переулках старой крепости, выходящей на Адриатическое море и уже окруженной отелями, всё более и более высокими, по мере того, как они взбираются в горы, чтобы обеспечить вид на море из роскошных люксов последних этажей. "Развитие туризма здесь не было спланировано. И отсутствие стратегии отражается на нашем туристическом предложении. Все вперемешку и хаос в летние месяцы", - говорит он, опираясь на свои 25 лет опыта в сфере.

Среди битв, которые Йованович и его ассоциация смогли привлечь внимание правительств, сменяющих друг друга в последние годы, есть борьба за ограничение высоты новых зданий, установление максимального уровня громкости музыки на открытом воздухе на уровне 65 децибел и снижение налогов во время пандемии. Новые требования включают открытие миграционных потоков для компенсации отсутствия персонала, а также разработку национальной стратегии для равномерного распределения прибывающих на побережье круглый год и перераспределения их в горы летом. О необходимости последнего пункта согласно Национальной туристической организации Черногории согласна и Матеа Матан, занимающаяся продвижением и развитием в правительственном учреждении и особенно внимательно следящая за итальянским рынком. Она разделяет сомнения в пользу летнего соединения между Баром и Бари только в летние месяцы: "Таким образом, мы привлекаем итальянских туристов только на побережье, когда наши инфраструктуры не в состоянии их принять. На самом деле самые ценные жемчужины Черногории находятся в глубине страны. Национальные парки, захватывающие пейзажи для любителей активного отдыха и природы, и сезон катания на лыжах, который продолжается до конца апреля", - говорит Матан. "Кроме того, мы делаем ставку на устойчивый туризм. За последние годы в горных деревнях страны появилось более двухсот агротуристических предприятий. Они являются защитой от опустошения территорий. Но для того, чтобы познакомить туристов с этими местами, необходимо развивать работающие круглый год

Комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку от Hatamatata.ru!

Я соглашаюсь с правилами обработки персональных данных и конфиденциальности Hatamatata