Зарубежная недвижимость
Блог
Кисточные штрихи | Сэм Нидлман

Кисточные штрихи | Сэм Нидлман

Кисточные штрихи | Сэм Нидлман

В 1956 году американский художник Эд Кларк взял в руки швабру и начал мести свои большие холсты, расположенные на полу его студии, краской. Это было ново. Даже в период радикальных экспериментов с основами живописи трудно найти художника, который бы использовал новый инструмент с таким рвением и энергией. И настолько долго: Кларк продолжал мести шваброй следующие шесть десятилетий, с чем его выставка осени этого года в Хаузер и Вирт в Нью-Йорке хорошо справляется. В конце своей жизни он настаивал, что сделал значительный шаг в истории своего искусства. "Нет никаких доказательств того, что кто-то использовал швабру, кроме меня", - сказал он художнику Джеку Уиттену. "Пойди найди ее в музее. Я буду единственным с шваброй". По его словам, швабра дала Кларку не ширину, прочность или расстояние, а скорость. "Это современные времена", - сказал он. "Возьмем, например, картина "Локомоция" (1963), название которой дает представление о его победоносном движении. Большие полосы зеленого, оранжевого, синего и белого цветов врезаются в комья розового, желтого и других оттенков оранжевого, а также в края холста. Особенно в левом нижнем углу сложно определить, где была применена швабра и на каком этапе композиционного процесса. Эффект представляет собой искусное равновесие между импровизацией и точностью, свободой и намерением. Здесь и в большинстве из четырнадцати картин в Хаузер и Вирт швабра позволяет Кларку обратить внимание на поверхность холста и его границы. То же самое делают его оригинальные холсты нестандартной формы, хотя на выставке представлены только два из них - круглый "Без названия (Ветей)" (1968) и овальный "Без названия" (около 1970 года), оба в стиле цветного полотна, которое было актуально в то время. Границы картины и самой живописи имели для него большое значение.

Кларк родился в Новом Орлеане в 1926 году. Его мать была портнихой, работавшей на фабрике и занимавшейся случайными работами дома, а его отец был азартным игроком без постоянного дохода. Переехав в Батон-Руж, семья присоединилась к миллионам чернокожих американцев, бежавших из Юга во время Великой Миграции. Они оказались в Чикаго. Первые заказы Кларка, как он вспомнил в 1997 году поэту Куинси Трупу, были в католической школе, где "они нуждались в картинках": ангелы на доске, пасхальные открытки, Мадонна. "Это дало мне некую уверенность", - сказал он.

Во время Второй мировой войны Кларк поступил на службу в ВВС и был размещен на Гуаме. По возвращении в Чикаго он поступил в Институт искусств, где получил классическое образование, на котором он опирался даже в период своей абстрактной работы. "Вы сначала изучаете рисование, а потом живопись", - сказал он Трупу. "Вы сначала изучаете натюрморт, а потом фигурную живопись... Я учил только то, что было важно для создания искусства, и я искренне знал, что это все, чем я хотел заниматься". Как и многие чернокожие американские художники его поколения, после художественной школы Кларк уехал в Париж.

Рекомендуемая недвижимость
Купить дом в Черногории 440000€

Продажа дома в Которе 473 846,00 $

3 спальни

2 санузла

148 м²

Купить дом в Франции 1020742£

Продажа дома в Антибе 1 278 731,00 $

4 спальни

176 м²

Купить квартиру в Франции 228443£

Продажа квартиры в Бордо 286 181,00 $

2 спальни

66 м²

Купить другие объекты в США 2525300€

Продажа других объектов в Бруклине 2 719 553,00 $

3 спальни

3 санузла

156 м²

Купить квартиру в Черногории 250000€

Продажа квартиры в Доброте с видом на море 269 230,00 $

64 м²

Купить квартиру в Франции 242934£

Продажа квартиры в Ле-Канне 304 334,00 $

1 спальня

1 санузел

74 м²

Там он обнаружил культуру, которая заставила его "увидеть что-то расовое". Он узнал от художника Ларри Кальканьо, по приезду в 1952 году, что французское правительство планировало крупную выставку современных американских художников, но затем отменило ее, так как молодые художники от Эллсворта Келли до Бофорда Делани были недостаточно талантливыми. "Там отказ не имел ничего общего с цветом кожи", - сказал Кларк. "Меня считали американцем. Речь не шла о расе".

В своей книге "1971: Год в жизни цвета" (2016), отрывок из которой приведен в каталоге Хаузер и Вирт, историк искусства Дарби Английский пишет, что когда Кларк наконец начал привлекать внимание в конце XX века, критики склонялись к идее "мистической передачи чернокожей культуры в его картины". В каталоге "Тихо, как это сохраняется", выставки 2002 года в Вене, на которой Дэвид Хаммонс собрал работы Кларка вместе с работами художников Стэнли Уитни и Дениз Томасоса, один критик предположил, что швабра Кларка является символом "вида труда, доступного афро-американцам...приезжающим из Юга в города". Английский утверждает, что такое представление о работе Кларка "присоединяет его практику к черному искусству и пытается подавить его абстракцию". Картины Кларка, он настаивает, просят "быть рассмотренными в ином свете".

"Ты очевидно художник", - вспоминает Кларк, как он узнал от своего учителя скульптора Оссипа Задкина. "Ты не думаешь объемно". Неудивительно, что его первым и главным влиянием был Сезанн, работы которого он впервые увидел не на стене музея, а отпечатанные в журнале Holiday. "Я мог видеть, что там есть что-то", - сказал он. "Он перемещал вещи, сохраняя плоскую поверхность холста".

То, что Сезанн изменил подход художников к холсту, - это позиция, занятая бесчисленными абстрактными художниками и освещенная в недавней книге британского историка искусства Т. Дж. Кларка. В своей книге "Если эти яблоки упадут", Кларк пишет о "чудесной...неуклюжей приверженности двум измерениям" в работах Сезанна, таких как "Бассейн в Жас-де-Буффан" (около 1876-1878 годов), с небом, "колышущимся перед нами, как недоделанный холст". В этой картине, пишет Кларк, "пространство отделяется от общей совокупности времени, света и атмосферы и начинает становиться самостоятельной сущностью". Описание также подходит и к работе Кларка "Без названия (Ветей)": излучающий небесно-голубой цвет в верхней трети холста и под ним розовый, переходящий в пурпурно-серый горизонт создают впечатление - хотя, существенно, не фактическую форму - захода солнца. Сущность пейзажа, жанра, в котором Сезанн сделал свой прорыв, смешивая передний план и задний план, присутствует в большинстве работ на выставке, вплоть до "Посвящения пескам весны" (2009).

Во Франции Кларк также увидел картины Николая де Сталя, родившегося в России французского абстракциониста. Кларк был слишком застенчив, чтобы представить себя в год его приезда в Париж, но его встреча с одной из картины старшего художника, на которой Кларк заметил, что поле "прямо подходит к плоскости", заставила его отказаться от изображения и глубины его школьных лет: "Я никогда не видел таких крупных мазков в картине". Он двинулся к высокому модернизму, главными предметами которого были холст, швабра, деревянная поддержка, масло и акрил. Кларк достиг пика в 1980-х годах, когда он использовал швабру для быстрых, решительных полуокружностей. В работах "Северный свет (Париж)" (1987) и "Красный, синий и черный (Парижская серия №4)" (1989) они танцуют по холсту, хотя мы смотрим на танцоров сверху.

"Где Эдвард Кларк был все эти годы?" - спрашивала критик Синтия Надельман в 1980 году, по случаю его ретроспективы в Музее студии в Харлеме. Вопрос звучит через полвека с большим сожалением, чем с открытием. Выставка в одной из самых блестящих галерей мира - это нечто, что можно назвать "поздно, но все же". Существует такая вещь, как "слишком мало, слишком поздно": у модернизма есть свой канон, а Кларк умер в 2019 году. Если какой-то аспект его работы сумеет продолжать сиять в долгосрочной перспективе, то это будет его метод. Возвращение к основам всю свою жизнь в живописи, чтобы продвинуть свое искусство и свой жанр вперед - это способ работы, который выглядит невероятно свежим под хорошим освещением Хаузер и Вирт.

Комментарий

Подпишитесь на новостную рассылку от Hatamatata.ru!

Я соглашаюсь с правилами обработки персональных данных и конфиденциальности Hatamatata