Инициатива Пояс и Путь: Ставка в $1 трлн - Китаю под силу?
Китай проводит огромную вечеринку в честь одного из своих самых масштабных экспериментов во взаимодействии с миром: Инициативы "Пояс и путь" (BRI). Официальные лица и лидеры со всего мира собрались в Пекине на высоком уровне, посвященном 10-летию BRI. В мероприятии примут участие президент России Владимир Путин и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, а также правительство Талибана. Китайские СМИ переполнены материалами о достижениях BRI, включая шестичастный документальный фильм на государственном телевидении.
Инициатива BRI, ставшая фирменной политикой президента Си Цзиньпина, направлена на укрепление связей Китая с миром через инвестиции и инфраструктурные проекты. Благодаря непрерывному потоку капитала, вложенного в почти 150 стран, Китай утверждает, что изменил мир - и это не совсем неправильно.
Однако масштабная ставка Пекина не всегда оправдала его ожидания. Стоило ли это того? С самого момента представления BRI в 2013 году с аналогиями к древнему Шелковому пути стало ясно, что Китай имеет масштабные амбиции. "Пояс" относится к наземным маршрутам, связывающим Китай с Европой через Центральную Азию, а также с Южной Азией и Юго-Восточной Азией; а "Путь" обозначает морскую сеть, соединяющую Китай с крупными портами через Азию, Африку и Европу.
Началось все с крупных государственных инвестиций в зарубежную инфраструктуру. Большая часть оцененного в $1 трлн (£820 млрд) была потрачена на энергетические и транспортные проекты, такие как электростанции и железные дороги.
Пекин рекламировал это как экономическую выгоду для всех сторон - он говорил другим странам, что эти инвестиции стимулируют развитие, а в Китае продвигал BRI как способ помочь китайским компаниям, повысить экономику и укрепить репутацию страны.
Он имел ограниченный успех в достижении некоторых целей, таких как интернационализация юаня и решение проблемы перекапитализации китайских компаний.
Однако Китай получил огромную экономическую выгоду от торговли. Благодаря множеству соглашений был получен доступ к большему количеству ресурсов, таких как нефть, газ и минералы, особенно после расширения фокуса BRI на Африку, Южную Америку и Ближний Восток. За последнее десятилетие между Китаем и странами BRI было совершено торговых операций на сумму $19,1 трлн.
"Речь идет о выходе китайских государственных предприятий за рубеж... для облегчения потока ресурсов, необходимых Китаю", - сказал Джейкоб Гунтер, старший аналитик Меркаторского института исследований Китая. "Это также о расширении и развитии экспортных рынков в качестве альтернативы либерально развитому миру".
Эта диверсификация стала крайне важной в условиях усиления напряженности между Китаем и Западом и их союзниками.
Возьмем, например, соевые бобы.
Трубопроводы с Центральной Азии и России, а также импорт нефти из России, Ирака, Бразилии и Омана сократили зависимость Китая от Японии, Южной Кореи и США, согласно Международному институту стратегических исследований (IISS).
Став кредитором первого резерва для многих стран с низким или средним доходом через BRI, Китай стал крупнейшим международным кредитором в мире.
Реальный объем долга - который оценивается как минимум в сотни миллиардов долларов - неизвестен. Многие займы, выданные как публичными, так и частными кредиторами, окутаны тайной.
Теперь страны, от Шри-Ланки и Мальдив до Лаоса и Кении, испытывают трудности из-за долгов BRI. Это ставит китайское правительство в затруднительное положение.
Кризис недвижимости и свободное заимствование местными правительствами уже создали "долговую бомбу" внутри страны - оценивается в трлни долларов. Медленная экономика после пандемии и рекордная молодежная безработица не помогли.
Китай переструктурировал займы BRI, продлил сроки погашения и выделил около $240 млрд для помощи заемщикам в своевременном погашении долгов. Но он отказался отменить долг.
"Для того чтобы одновременно заниматься списанием долгов за границей, когда внутренние экономические проблемы еще не полностью решены, будет вызывать политические трудности внутри страны", - сказал Кристоф Недопил, основатель Центра зеленых финансов и развития (GFDC), который отслеживает расходы BRI.
Это подпортило репутацию Пекина. Некоторые критики обвиняют Китай в "долговой ловушке дипломатии", заманивая бедные страны к подписанию дорогих проектов, чтобы в конечном итоге Пекин мог завладеть активами, выступающими в качестве залога. Именно такое обвинение высказывалось США в отношении спорного проекта порта Хамбантота в Шри-Ланке.
Многие аналитики утверждают, что мало есть доказательств этого, но это вызывает опасения, что Пекин использует BRI для подрыва суверенитета других стран.
Китай также был критикован за его так называемые "скрытые долги" - правительства не знают, насколько подвержены риску их заимствующие учреждения, что затрудняет оценку затрат и выгод BRI.
На протяжении многих лет проекты BRI также обвинялись в создании расточительных "белых слонов", подкреплении коррупции на местах, усугублении экологических проблем, эксплуатации рабочих и несоответствии обещаниям о создании рабочих мест и процветания для местных сообществ.
Один из недавних исследований исследовательской лаборатории Aid Data показал, что более трети проектов сталкиваются с такими проблемами. Растущая волна протестов заставила некоторые страны, такие как Малайзия и Танзания, отменить соглашения BRI.
"Плохое управление рисками и недостаток внимания к деталям и согласованности" со стороны китайских кредиторов и компаний частично виноваты, согласно Совету по внешним связям.
Но эту ответственность также несут и заемщики, либо поспешно заключая сделки без должного планирования, либо неправильно управляя финансами, как в случае Хамбантота.
Аналитики также говорят, что Китай предлагает ресурсы с меньшими ограничениями, что является менее обременительным, чем предложения глобальных кредиторов или Запада.
"Китай предлагает 'все в одном' подход: 'Вот наши банки и компании, и мы делаем все от начала до конца, и если вы подпишете сегодня, мы закончим эту железную дорогу, и она будет готова вовремя, как вы будете кампании для вашего следующего выбора'", - указывает г-н Гунтер.
"Это огромный плюс, чтобы сказать, что вы можете сделать это за один-три года с минимальными бумажными процедурами. Может быть, это будет немного грязно, и могут нарушаться права работников, но ваша железная дорога будет готова".
Тем не менее, Китай достиг одной из своих главных целей - расширение своего влияния.
Китай создает связи не только через железные дороги и автострады. Пекин продвигает свои мягкие силы и позиционируется как лидер в глобальном юге, оплачивая тысячи стипендий китайских университетов, программ обмена культурой и институтов Конфуция. К расширению торгового блока БРИКС тоже был приписан Китай.
Исследование Pew Research показало, что в последнее десятилетие у многих стран со средним уровнем дохода появились все более благоприятные отношения с Китаем, включая Мексику, Аргентину, Южную Африку, Кению и Нигерию.
Г-н Гунтер отметил, что все больше стран в глобальном юге не хотят выбирать стороны в противостоянии США и Китая. "Китай не перевернул многие страны с западной ориентацией, но тот факт, что он сдвинул их на средний путь - это уже огромная дипломатическая победа для Пекина", - сказал он.
Однако наблюдатели также высказывают опасения о возможном экономическом принуждении, когда иностранные правительства чувствуют себя вынужденными следовать программе Пекина или рисковать потерять инвестиции.
Одно исследование Aid Data о займах китайских государственных предприятий иностранным правительствам выявило договорные положения, которые "потенциально позволяют кредиторам влиять на внутреннюю и внешнюю политику должников".
Комментарий
Популярные статьи
Популярные предложения
Подпишитесь на новостную рассылку от Hatamatata.ru!
Подпишитесь на новостную рассылку от Hatamatata.ru!
Я соглашаюсь с правилами обработки персональных данных и конфиденциальности Hatamatata